вторник, 25 декабря 2012 г.

Долина Чулышмана 2012


Путешествие в долину реки Чулышман из города Барнаула сложно назвать чем то экстраординарным. По расстоянию это немногим более 800 км в одну сторону, по сложности тоже не очень то выдающееся, ибо проходится практически на любом классе мотоциклов или легковых автомобилей. Но так или иначе, планы этого путешествия созревали у меня достаточно давно. Живя в непосредственной близости от такой туристической Мекки, коей является Горный Алтай, я проехал практически весь «малый Алтай» за исключением как раз таки долины Чулышмана и южной оконечности Телецкого озера. Так получилось, что планирование этого путешествия совпало с планами проведения у меня дома своеобразной мотовстречи друзей, участников мотофорума «Беспечный ездок». Предполагалось, что это мероприятие соберёт вместе как минимум 20-30 человек, из разных регионов России и ближнего зарубежья, которых лично или виртуально я знаю. Однако планы проведения данной встречи стали рушиться практически с самого начала. Причины были различными, они, я думаю, малоинтересны в рамках данного повествования. Но так или иначе 14-15 июля 2012 года мероприятие всё таки состоялось, хоть и несколько иным составом, чем первоначально планировалось. На него собрались люди, которые просто проезжали в этот момент через Барнаул, и несколько человек, которые приехали по приглашению, но не планировали принимать участие в пробеге. Отчасти это спровоцировало некую несработанность команды и отсутствие одной цели у каждого из её участников, что впоследствии, повлекло некоторые проблемы и в самом путешествии.
Но суть да дело, в воскресенье, 15 июля, компания в составе Данила (XJR1300, Владивосток), Никитоса (TDM, Владивосток), Димона (Virago 1100, Владивосток), Сани (Intruder 800, Барнаул), меня (Volty 250, Барнаул), а так же Виктора «Товарища» Сухова (Барнаул) и Олеси Тетериной (Владивосток) в качестве экипажа автомобиля техподдержки, грузовика и бензовоза Тойота Краун, выдвинулись из Барнаула в сторону Горного Алтая. В Акташе запланировали встретить двух ребят из Владика, путешествующих по Монголии на Африках Твин. Проблемы начались уже на выезде – Саня потерял фару от своего мота. Приняли решение поставить какую нибудь противотуманку в Бийске. Что и сделали. От Бийска свернули с федералки в сторону Белокурихи, через Старобелокуриху и Россоши вышли к Алтайскому, а там и в Аю, где в пансионате Сар-Герел весьма недурно поужинали, стараниями моей мамы и поваров местного ресторана. Так как выехали поздно, то пройдя всего 350 км, расположились палаточным лагерем на берегу Катуни возле деревни Барангол. С выбором места ночлега вышла небольшая неприятность – по темноте наша техничка очень технично застряла в весьма недурной луже, что вылилось в сломанный бампер и оторванный заправочный клапан газового оборудования. На следующее утро, выбираясь с поляны, поехали другой дорогой, предварительно разведав её на мотоцикле, чтобы не оторвать ещё чего нибудь))).

Второй день путешествия внёс некую сумятицу. Во первых, не смотря на оставшиеся 450 км, мы не доехали до места 72 км. Ехали очень медленно. Приморцы решили фотографировать всё, что по их мнению окажется достойным того, чтобы остановиться. Мы прошли старой дорогой перевал Чике-Таман, а потом около 15 минут обсуждали, кто и как на нём завалился. Колонна периодически растягивалась, теряя то одного, то сразу нескольких участников. В результате в Акташ приехали около 5 вечера. Встретили Виктора «Винта» и Алексея «Севоста», и уже несколько подросшей компанией двинулись в сторону долины Чулышмана. Дорога после Акташа периодически меняла своё покрытие от хорошего нового асфальта до совсем разбитого скальника и щебня. На одном из таких участков, километрах в 5 от Акташа упал Никитос и достаточно сильно повредил свой ТДМ. Его падение  тормознуло колонну ещё примерно на полчаса. Санин Интрудер также начал отбрасывать ненужные запчасти – отвалился номер вместе со всем креплением и подсветкой. Надежды доехать до южного побережья Телецкого таяли на глазах. В сумерках преодолели последние километры до перевала Кату-Ярык. Что это за перевал – рассказ отдельный. Дорога из скального грунта, совсем не похожая на то, по чему многие из нас привыкли ездить. Крутизна перевала 8:35. Его протяжённость 3.5 км, а перепад высот 800 м. Попробуйте положить в кузов Газели две трёхметровые доски, посыпать их галькой и накидать камней, и потом попробуйте заехать в кузов на легковушке. Вот Кату-Ярык – это то же самое, только в тысячу сто шестьдесят раз больше. Я несколько обогнал колонну, спустился первым, приготовился снимать видео спуска остальных участников пробега. Ждать пришлось около часа. Солнце окончательно село, видео не получилось. К моему удивлению, вниз спустилась техничка, Саня и Димон. Остальных ребят не было. Оказалось, что они оторвались от колонны в Балыктуюле и прошли прямо в сторону перевала Ажу. Виктор «Винт» развернулся, догнал их и проводил на Кату-Ярык. Нам ничего не оставалось, как встать в одноимённом кемпинге у подножья перевала. Решили, что «брать» Телецкое будем на следующий день. До побережья оставалось 72 км скальника, скорость по которому редко можно было развить более 40 км/ч.

Планы на третий день были радужные – решили, что Севост, Димон, Никитос и Данил двинут в сторону Телецкого примерно в обед, и задержатся там на день, а мы с Саней поедем туда утром, сделаем фото и видео, вернёмся обратно, и вместе с дожидающимися нас в лагере Суховым, Тетериной и Винтом двинем домой. Но планам опять не суждено было сбыться. Ровно на середине пути до Телецкого, санин Интрудер окончательно сказал нам, что дальше не поедет. Часа два с половиной проверяли всю проводку, пока не нашли причину. Новый аккумулятор просто осыпался от тряски. Ближайшая цивилизация,  райцентр Улаган, находился в 80 с лишним километрах от места поломки. Ехать за аккумулятором сразу не пришло в голову, хоть и могли успеть. Прикурив Интрудер от автомобиля, навернув ему холостой ход, понадеялись, что Саня сможет вернуться в лагерь. Я же продолжил путь в сторону Телецкого.

Об этом, уже одиночном пробеге, стоит упомянуть особо. Дело в том, что в Горном Алтае за неделю до нашего прохвата, начались аномальные дожди, которые закончились всего за пару дней до нашего там появления. В долине Чулышмана было наводнение и небольшие оползни. Дорога в Балыкчу была размыта, автомобильное движение по ней разрешили как раз в день нашего приезда. Так вот, места, которые ещё пару дней назад невозможно было проехать, было видно невооружённым глазом. Кое где приходилось проезжать по свеженасыпанному скальнику, размером доходящему до 20 см и более. Кое где приходилось пробираться сквозь большие, ещё не высохшие лужи с грязью. Но не было ни одного места, где бы было невозможно проехать. Всё проезжалось нормально, хоть и не без напряжения. И наконец, вот оно – Телецкое Озеро. Местные зовут его Алтын Кол, «Золотое Озеро». Оно, скажу я вам, прекрасно, вне зависимости от того, с южной или северной стороны на него смотришь. Я это сделал. Не смотря ни на что. Ни на одно из множества обстоятельств, этому препятствовавших. Ещё одна мечта осуществлена. Снял видео, сделал пару фотографий, поел блинчиков со сгущёнкой в кафе и двинул обратно.

На обратной дороге встретил помогавших нам с «прикуркой» автомобилистов, которые сказали мне, что Саня опять заглох, но уже и не завёлся больше. Проехав метров 700 от того места, где мы с Саней расстались пару часов назад, увидел его, Севоста и Сухова, колдующих с Интрудером. Планы уехать домой в этот вечер уже ну никак не выполнялись.  Было принято единственное на тот момент возможное решение – привязали Интрудер за Крауна, я сел за руль саниного мотоцикла, Саню посадил на свой, и мы медленно двинулись в сторону турбазы, где у Сухова были знакомые, чтобы оставить там мотоцикл на ночь. В 27 км от нашего лагеря мы оставили санин мот, решив наутро поехать в Улаган и привезти оттуда новый аккумулятор.
Мимо нас проехали приморцы, у них тоже не обошлось без проблем. Перегруженный центральный кофр Данилова XJRа на кочках отломил ему заднюю консоль рамы. Разгрузив мот, оставив часть багажа и злополучный кофр в машине, подвязав хвост мотоцикла багажными банджи, ребята отправились на Телецкое.
Рано утром следующего дня, взяв рюкзак, я отправился в Улаган. Дорога по лесу солнечным утром – это наверное самое моё нелюбимое занятие. Из-за игры светотеней от деревьев, я просто не вижу кочек на дороге. Пару раз за поездку словил неплохие «подачи», чем очень сильно сорвал шею. Купив АКБ, электролит, провода и хомуты, с адской болью в шее, вернулся в лагерь. Немного перекусив, придя в себя, поехал к Сухову и Сане, которые уже выдвинулись реанимировать Интрудера. С новой батарейкой мотоцикл ожил. Мы вернулись в лагерь, быстренько собрались и отправились в обратный путь. Времени было около часа дня, я никак не планировал добраться до дома в один прохват. При подъёме на перевал окончательно убили выхлопную систему автомобиля, оторвав приёмную трубу глушителя. Мне пришлось ехать на перевал на Интрудере, так как менее опытный Саня не был уверен в своих силах. Олеся поехала на Волти. Перевал преодолели без особых хлопот и продолжили путь домой. Скорость колонны редко доходила до 90. Винт экономил резину, у Сани были проблемы со светом и электрикой, у меня максималка 100 км/ч, да ещё и отсутствие термобелья, ибо не предполагал, что придётся ехать ночью. Преодолев Семинский перевал, окончательно попрощались с дневным светом, у Сани начала резко падать скорость, ибо с его какой попало фарой, ему просто не было ничего видно. В команде начали появляться жёсткие разногласия. Я не был намерен ехать до Барнаула, в силу усталости, ведь я прошёл на 170 км по отсутствующим дорогам больше других, да ещё и второпях, а так же в силу того, что попросту замёрз, что кстати на следующий день вылилось в настоящую ангину со всеми её прелестями. К слову сказать, по ощущениям, температура опустилась примерно до +10-+12, и местами, в низинах ночью встал густой и холодный туман, что часто бывает у нас в это время года. Винт же с Тетериной, волнуясь за свой предстоящий совместный пробег, начали настаивать на срочном возвращении в Барнаул. После Маймы приняли окончательное решение двигать до места, и в 4 утра следующего дня мы были уже в Барнауле.



















Комментариев нет:

Отправить комментарий